Программы курсов магистратуры

Программа курса"Основы технологий информационных систем"

Автор программы и лектор: доцент, ст. научн. сотр., к.т.н. Когаловский М.Р.

АННОТАЦИЯ

Цель данного курса – дать слушателям целостные начальные представления о назначении и функциональных возможностях современных информационных систем, об основах используемых в них информационных технологий. Рассматриваются назначение, принципы организации и функции информационных систем, их информационные, лингвистические и аппаратно-программные ресурсы, а также архитектура. На этой основе обсуждаются возможности используемых в информационных системах информационных технологий.

Основное внимание при этом уделяется технологиям управления данными в системах баз данных, текстового поиска, а также гипертекстовых системах, представителем которых является Всемирная паутина. Освоение материала программы будет осуществляться как в рамках лекционного курса, так и путем самостоятельного изучения слушателями дополнительной литературы, подготовки рефератов на предложенные преподавателем темы, проведением тестирования.

Предполагается знакомство слушателей с основами информатики.

Объем лекционного курса - 28 часов, всего по курсу - 84 часа.

Форма контроля: Экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение

Общая характеристика состояния современных информационных систем (ИС), областей их использования, предпосылок и тенденций развития. Инфраструктура сферы деятельности, связанной с созданием и использованием крупных ИС (исследовательское сообщество, поставщики оборудования и программных продуктов, органы стандартизации, консалтинговые компании, компании - системные интеграторы, разработчики конкретных систем, информационные службы компаний). Взаимосвязи исследований и разработок в области ИС с другими ветвями информатики - с теорией и технологиями программирования, искусственного интеллекта, операционных систем, компьютерных сетей, с технологиями Веб и телекоммуникаций.

Тема 2. Информационные системы, их функции

Информационные технологии и информационные системы (ИС). Назначение и основные функции информационных систем. Предметная область системы. Парадигмы моделирования предметной области в ИС. Аппаратные, программные, лингвистические и информационные ресурсы ИС. Роль информационных ресурсов в моделировании предметной области. Данные и метаданные. Категории пользователей ИС. Пользовательские интерфейсы, требования к ним, языковые средства ИС. Некоторые важные классы ИС. Методы проектирования и инструментальные средства разработки ИС. Проблемы унаследованных систем.

Тема 3. Архитектура информационных систем

Архитектура ИС. Функциональная, информационная и пространственная архитектура, архитектура программного обеспечения и оборудования. Локальные и распределенные системы. Распределение ресурсов и распределение их обработки в распределенных системах. Цели и методы распределения информационных ресурсов, связанные с ними задачи, обеспечение прозрачности распределения. Проблемы интеграции данных в распределенных системах. Архитектура клиент-сервер. Трехзвенная архитектура распределенных ИС и программное обеспечение промежуточного слоя. Архитектура и особенности мобильных систем.

Тема 4. Интернет как «среда обитания» информационных систем

Организация и архитектура сообщества сетей Интернет как "среды обитания" Веб и других распределенных ИС, обеспечения глобального теледоступа к информационным ресурсам. Принципы организации и функционирования Интернет. Информационные ресурсы и информационные услуги Интернет. Прозрачность неоднородности аппаратно-программных платформ и распределения ресурсов. Безопасность информационных ресурсов в Интернет. Работа пользователя в Интернет, программный инструментарий. Проблемы использования национальных алфавитов, работа с кириллицей. Корпоративные ИС и технологии интранет.

Тема 5. Основы технологий баз данных

Истоки технологий баз данных. Файловые системы и базы данных. Понятие о базе данных. Системы управления базами данных (СУБД), их основные функции. Системы баз данных. Модели данных, реляционная модель. Языковые средства СУБД, языки четвертого поколения (4GL). Схема базы данных. Реляционные языки SQL и QBE. Архитектура системы базы данных. Концепция независимости данных. Организация среды хранения базы данных. Пользователи систем баз данных, пользовательские интерфейсы. Особенности мультипользовательских систем. Управление транзакциями в системах баз данных. Сосредоточенные и распределенные системы баз данных. Текстовый поиск в системах баз данных. Интеграция технологий баз данных и Веб-технологий. Администрирование данными в системах баз данных.

Тема 6. Технологии текстового поиска

Назначение систем текстового поиска, особенности их информационных ресурсов. Функции систем текстового поиска, языковые средства, проблемы использования естественного языка, дескрипторные языки. Простейшие текстовые поисковые системы - дескрипторные информационно-поисковые системы (ИПС), их организация, характер информационного языка и принципы функционирования ИПС, процессы индексирования и поиска документов, информационный шум и неполнота поиска, достоинства и недостатки дескрипторных информационных языков. Понятие о тезаурусе. Системы полнотекстового поиска. Развитые технологии текстового поиска, смысловой поиск.

Тема 7. Технологии Веб и Всемирная паутина

Понятие о гипертексте, особенности гипертекстовых ИС. Сравнительный анализ функциональных возможностей ИПС, гипертекстовых систем и систем баз данных. Предпосылки интенсивного развития гипертекстовых систем, создание Всемирной паутины (Веб), ее возможности. Язык гипертекстовой разметки HTML, специфика гипертекстового представления документов. Веб - глобальная распределенная ИС с архитектурой клиент-сервер, Веб-серверы и Веб-клиенты. Информационные ресурсы Веб, их идентификация. «Скрытый» Веб. Принципы навигации в гипертекстовой среде. Технологии Java в среде Веб. Ограниченность действующей версии Веб. Новая технологическая платформа Веб, основанная на языке XML.

Тема 8. Экономические приложения технологий информационных систем

Технологии баз данных в экономических информационных системах. Средства для работы с временными рядами в объектно-реляционных серверах баз данных, проблемы безопасности информации в такой среде, поддержка систем принятия решений - технологии OLAP, хранилищ данных (Data Warehouse), "глубинного анализа данных" (Data Mining), персональные и мобильные системы. Применения технологий Интернет в экономических информационных системах. Корпоративные системы и технологии интранет. Электронная коммерция. Публикация экономических данных в среде Веб и доступ к ним. Научные экономико-математические публикации на Веб-сайтах, использование языков TeX (LaTeX), PostScript, PDF, средства подготовки и просмотра документов в этих форматах.

Литература

1. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1998.

2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Дейт К. Введение в системы баз данных. 6-е изд.: Пер. с англ. - СПб.: Вильямс, 1999.

4. Когаловский М.Р. Технологии баз данных на персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 1992.

5. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Когаловский М.Р. Абстракции и модели в системах баз данных. СУБД, №4-5, 1998.

7. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. – М.: АйТи, ДМК Пресс, 2003.

8. Когаловский М.Р. Статистические базы данных //Программирование, МАИК/Наука, Российская академия наук. - М.: Наука, Вып. 2, 1995.

9. Когаловский М.Р. Базы данных в экономико-математическом моделировании: методология, приложения, инструментарий //Труды семинара Московской секции ACM SIGMOD - ADBIS'93. Москва, май 1993. - М.: Институт проблем информатики РАН, 1993.

10. Львовский С.М. Набор и верстка в пакете LATEX. - М.: Космосинформ, 1995.

11. Педерсен Т.Б., Йенсен К. Технология многомерных баз данных. Пер. с англ. Открытые системы. № 1, 2002.

12. Питтс Н. XML за рекордное время: Пер. с англ. - М.: Мир, 2000.

13. Саймон А. Стратегические технологии баз данных: Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. М.Р. Когаловского. – М.: Финансы и статистика, 1999.

14. Сахаров А.А. Концепции построения и реализации информационных систем, ориентированных на анализ данных. СУБД. № 4, 1996.

15. Сэлтон Г. Автоматическая обработка, хранение и поиск информации: Пер. с англ. /Под ред. А.И. Китова. – М.: Советское радио, 1973.

16. Ульман Дж. Основы систем баз данных: Пер. с англ. /С предисл. и под ред. М.Р.Когаловского. - М.: Финансы и статистика, 1983.

17. Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных: Пер. с англ. /С предисл. О.М.Вейнерова. - М.: Финансы и статистика, 1985.

18. Язык описания данных КОДАСИЛ: Пер. с англ. /С предисл. и под ред. М.Р.Когаловского и Г.К.Столярова. - М.: Финансы и статистика, 1981.

19. Ясин Е.Г. Экономическая информация (методологические проблемы). - М.: Статистика, 1974.

Программа курса"Перспективные технологии информационных систем"

Автор программы и лектор: доцент, ст. научн. сотр., к.т.н. Когаловский М.Р.

АННОТАЦИЯ

Цель данного курса – дать слушателям в концентрированном виде представление о состоянии и важнейших перспективах развития информационных технологий, на которых базируются современные информационные системы. Основой обсуждения материала курса является взгляд на информационную систему как на действующую информационную модель предметной области системы.

Рассматриваются разновидности и свойства таких моделей. На этой основе с единых позиций обсуждаются состояние и важнейшие перспективы развития "магистральных" направлений информационных технологий информационных систем, прежде всего, технологий управления данными в системах баз данных и текстового поиска, а также в Веб нового поколения, называемого семантическим Веб.

Особое внимание в курсе уделяется функциональным возможностям новой технологической платформы Веб, основанной на языке XML, достижениям в области текстового поиска, текстовому поиску в среде Веб и в базах данных, зарождающемуся направлению в области технологий баз данных - XML-ориентированным базам данных, проблемам интеграции приложений и неоднородных информационных ресурсов, ряду других актуальных областей информационных технологий.

Освоение материала программы будет осуществляться в рамках лекционного курса, а также путем самостоятельного изучения слушателями дополнительной литературы, подготовки рефератов на предложенные преподавателем темы, письменного тестирования.

Слушатели курса должны обладать начальными представлениями об основах систем баз данных, о принципах текстового поиска, о Веб-технологиях в объеме курса «Основы технологий информационных систем».

Объем лекционного курса - 32 часа, всего по курсу - 96 часов.

Форма контроля: Экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение: организация и назначение информационных систем

Информационная система как действующая информационная модель предметной области системы. Подходы к моделированию реальности в информационных системах. Интенсиональные и экстенсиональные модели предметной области, соотношение между ними, роли этих моделей в информационных системах. Средства «материализации» интенсиональных и экстенсиональных моделей в информационных системах.

Тема 2. Состояние и перспективы технологий баз данных

Общая оценка состояния технологий баз данных. Архитектурные подходы в системах баз данных. Модели данных и их роль в технологиях баз данных. Реляционные, объектные, объектно-реляционные, многомерные модели данных. Активные, статистические и темпоральные базы данных. Стандартизация в области технологий баз данных. Стандарты реляционных и объектных баз данных. Интеграция средств текстового поиска в СУБД. XML-ориентированные базы данных. Очень большие базы данных. Управление потоками данных. Зарождающиеся перспективные направления в технологиях баз данных.

Тема 3. Технологии баз данных в системах поддержки принятия решений

Операциональные и управленческие системы баз данных. Хранилища данных (Data Warehouse), их назначение, функции и архитектура. Технологии оперативной аналитической обработки данных (OLAP), их основные принципы, многомерные модели данных и их использование в инструментах OLAP, разновидности средств OLAP. Методы глубинного анализа данных (Data Mining).

Тема 4. Новые возможности текстового поиска

Основные понятия и круг проблем текстового поиска. Краткая история систем текстового поиска. Принципы текстового поиска. Модели текстового поиска. Дополнительные возможности систем текстового поиска. Нетрадиционные направления технологий поиска. Текстовый поиск и базы данных. Текстовый поиск в Веб. Перспективы технологий текстового поиска.

Тема 5. Технологии Веб нового поколения

Достоинства и недостатки действующей версии Веб, предпосылки создания Веб нового поколения. Радикальные перемены в Веб. Назначение и организация платформы XML, технологической платформы Веб нового поколения. Расширяемость языка XML и платформы XML, преемственность с технологиями HTML. Моделирование XML-данных. Метаданные и семантика XML-документов. Семантический Веб. Сферы применения стандартов платформы XML. Перспективы развития Веб.

Тема 6. Интеграция приложений и информационных ресурсов

Причины необходимости интеграции приложений, возникающие проблемы и пути их решения. Модели и архитектуры, используемые для интеграции приложений. Подходы, основанные на объектных технологиях CORBA, MDA, COM, Java-технологиях. Интеграция Веб-приложений на основе архитектуры Веб-сервисов. Проблемы интеграции информационных ресурсов, разновидности и архитектура систем интеграции, системы виртуальной интеграции данных.

Тема 7. Конвергенция информационных технологий

Конвергенция информационных технологий – характерная черта современных ИС. Влияние технологий баз данных и текстового поиска на развитие новой технологической платформы Веб. Рождение нового класса систем баз данных под влиянием XML-платформы Веб нового поколения.

Тема 8. Безопасность данных в информационных системах

Существо проблемы обеспечения безопасности данных. Безопасность данных в системах баз данных. Модель многоуровневой безопасности Белла-ЛаПадулы, ее использование в реляционных системах баз данных. Обеспечение информационной безопасности в Веб.

Литература

1. Буре Р. XML и базы данных. Пер. с англ. Открытые системы. № 10, 2000

2. Дейт К. Введение в системы баз данных. 6-е изд.: Пер. с англ. - СПб.: Вильямс, 1999.

3. огаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. – М.: АйТи, ДМК Пресс, 2003.

4. Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Ньюкомер Э. Веб-сервисы: XML, WSDL, SOAP и UDDI: Пер. с англ. – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2003.

6. Педерсен Т.Б., Йенсен К. Технология многомерных баз данных. Пер. с англ. Открытые системы. № 1, 2002.

7. Сахаров А.А. Принципы проектирования и использования многомерных баз данных. СУБД. № 3, 1996.

8. Сахаров А.А. Концепции построения и реализации информационных систем, ориентированных на анализ данных. СУБД. № 4, 1996.

9. Сэлтон Г. Автоматическая обработка, хранение и поиск информации: Пер. с англ. /Под ред. А.И. Китова. – М.: Советское радио, 1973.

10. Саймон А. Стратегические технологии баз данных: Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. М.Р. Когаловского. – М.: Финансы и статистика, 1999.

11. Ульман Дж. Основы систем баз данных: Пер. с англ. /Под ред. и с предисл. М.Р. Когаловского. – М.: Финансы и статистика, 1983.

12. Ульман Дж., Видом Дж. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. – М.: ЛОРИ, 2000.

13. Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных: Пер. с англ. /С предисл. О.М. Вейнерова. - М.: Финансы и статистика, 1985.

14. Чаудхури С., Дайал У., Ганти В. Технологии баз данных в системах поддержки принятия решений. Пер. с англ. Открытые системы. № 1, 2002.

15. Шуленин А. Процессор запросов Microsoft SQL Server. СУБД. № 3, 1998.

16. Щавелев Л.В. Способы аналитической обработки данных для поддержки принятия решений. СУБД. № 4-5, 1998.

17. Text Retrieval Conference (TREC). http://trec.nist.gov/.

Программа курса "Проекты в области ИС и их бюджетирование"

Нагрузка

В часах

В зачетных единицах

Объём по учебному плану

24+72

4

Форма промежуточного контроля

Контрольная работа

Форма итогового контроля

Устный зачет

Отчетность

Зачет

Автор программы и лектор: доцент к.э.н. К.Г.Скрипкин

Аннотация:

Курс ориентирован на формирование представления о моделях и методах оценки доходности от проектов в области ИС: модели технологического разрыва, модели ключевых показателей результативности и модели учета затрат по видам деятельности. Рассматривается общий процесс контроля проектов, в рамках которого проводится и в дальнейшем уточняется экономическая оценка проекта.

Далее, рассматриваются основные классы проектов в области ИС. Для каждого из этих классов детализируются методика расчет экономической эффективности и процесс контроля проектов. В заключительной части курса рассматривается бюджетирование портфеля проектов и службы ИС в целом.

Учебная задача:

Знакомство студентов с моделями и методиками экономической оценки проектов в области ИС, детализированных для отдельных классов проектов, а также с процессом контроля проектов, управления портфелем проектов и формирования бюджета службы ИС в целом.

Методы проведения аудиторных занятий:

Лекционные занятия и практические семинары, в основу которых будут положены обсуждение проблем, решение задач и разбор конкретных ситуаций из зарубежной и отечественной экономической практики. Семинарские занятия проводятся в компьютерном классе с использование соответствующего программного обеспечения.

Самостоятельная работа:

освоение теоретического материала, подготовка рефератов и эссе, выполнение лабораторных работ.

Тема 1. Введение(2 часа)

Цели и задачи курса. Место курса в системе курсов экономики информационных систем. Основные понятия и определения. Система моделей экономической оценки проектов в области ИС и задачи, решаемые с ее помощью.

Тема 2. Источники окупаемости ИС (4 + 12)

Конкурентоспособность организации и ключевые показатели результативности. Понятие техноло­ги­ческого предела. Предельные значения ключевых показателей результативности. ИС как средство изменения ключевых показателей результативности организации. Результат использования ИС – изменение параметров информационных сервисов и сервисов ИТ. Параметры сервисов ИТ и значения ключевых показа­телей результативности. Оцениваемые и неоцениваемые составляющие добавленной стоимости, созданной с использованием ИС.

Тема 3. Процесс контроля проектов и расчет окупаемости ИС (4 + 12)

Цель и задачи процесса контроля проектов. Различия между управлением проектами и контролем проектов. Роли процесса контроля проектов. Стадии и документы процесса контроля проектов. Принятие решений в процессе контроля проектов. Последовательность уточнения параметров проекта при переходе от одной стадии процесса контроля к другой. Согласование решений по различным проектам в процессе их контроля. Взаимосвязь контроля проектов с управлением проектами и процессами службы ИС.

Тема 4. Классы проектов в области ИС – бизнес-проекты (6+18)

Подходы к классификации проектов в области ИС. Бизнес-проекты и инфраструктурные проекты. Автоматизированные систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Прикладные модели с интенсивными вычислениями. Финансово-экономические системы. MRP II/ERP как особый класс финансово-экономических систем. Системы управленческой отчетности, аналитические системы. Прочие виды бизнес-проектов, их экономическая оценка и принятие решений.

Тема 5. Классы проектов в области ИС – инфраструктурные проекты. (4+12)

Классы инфраструктурных проектов. Совместная поддержка группы бизнес-проектов. Поддержка расширения организации. Структурное разрешение крупномасштабных известных ошибок. Повышение эффективности работы службы ИС. Технические решения – аппаратная консолидация и др. Организацион­ные решения – развитие процессов службы ИС. Понятие уровня зрелости процессов службы ИС и проблемы его повышения. Особенности экономической оценки проектов повышения уровня зрелости.

Тема 6. Бюджет службы ИС и его формирование (4 + 18).

Контроль и управление проектом в условиях изменения бюджета проекта. Подход к изменению функционального объема проекта. Подход к изменению организационного охвата проекта. Особенности управления портфелем проектов. Приоритеты проектов и согласование проектов между собой. Взаимосвязанные проекты. Определение соотношения между портфелями проектов. Составные части бюджета службы ИС. Проектный бюджет – формирование и изменение. Бюджет сопровождения – формирование и изменение. Процедура бюджетирования в целом.

Литература:

1.Д.Васкевич, Стратегии клиент/сервер: руководство по выживанию для спе­циалистов в области реорганизации бизнеса.Киев: Диалектика, 1996, 384 с.

2.К.Г.Скрипкин, Экономическая эффективность информационных систем.М.: ДМК Пресс, 2002, 256 с. илл.

3 .Service Support, London: the Stationary Office, 2000

4 .Service Delivery, London: the Stationary Office, 2001

5 .Материалы сайтаwww.itil.org

6.Р.Фостер, Обновление производства: атакующие выигрывают, М:.Прогресс, 1986

7 Erraguntla M., Bendjamin P., Mayer R.J., de Witt, P.S., Using SmartABC for Integrating Activity Based Costing with Activity Modeling, KBSI, 1998,www.kbsi.com

8 Материалы сайтаwww.cfin.ru

9 Материалы сайта www.cio.com

10 Материалы сайтаwww.erpforum.ru

11 Материалы сайтаwww.it-expert.ru

Программа курса "Учет и оценка затрат на ИС"

Нагрузка

В часах

В зачетных единицах

Объём по учебному плану

24+72

4

Форма промежуточного контроля

Контрольная работа

Форма итогового контроля

Устный зачет

Отчетность

Зачет

Автор программы и лектор: доцент к.э.н. К.Г.Скрипкин

Аннотация:

Курс ориентирован на формирование представления о системе моделей и методик экономического анализа ИС. В курсе рассматриваются основные модели оценки затрат на ИС и методики анализа, основанные на этих моделях. Также анализируются процессы управленческого учета, направленные на сбор данных для расчетов по моделям и методикам, а также управленческое обеспечение этих процессов – учетная политика службы ИС, соглашение об уровне сервиса и т.д. В заключение проводится анализ затрат и рисков на проект внедрения ИС и расчет денежного потока от такого проекта.

Учебная задача:

Знакомство студентов с моделями, методиками и процессами сбора данных для оценки затрат на процессы и проекты службы ИС, а также управленческим обеспечением данных расчетов – процессами службы ИС, соглашением об уровне сервиса, учетной политикой службы ИС.

Методы проведения аудиторных занятий:

Лекционные занятия и практические семинары, в основу которых будут положены обсуждение проблем, решение задач и разбор конкретных ситуаций из зарубежной и отечественной экономической практики. Семинарские занятия проводятся в компьютерном классе с использование соответствующего программного обеспечения.

Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, подготовка рефератов и эссе, выполнение лабораторных работ.

Тема 1.Введение (2 часа)

Цели и задачи курса. Место курса в системе курсов экономики информационных систем. Основные понятия и определения. Система моделей экономической оценки ИС и задачи, решаемые с ее помощью.

Тема 2. Понятие ССВ (Совокупной стоимости владения), проблема выбора объекта затрат (4 + 12)

Понятие совокупной стоимости владения активом. Совокупная стоимость владения инфраструктурой ИТ и ее составляющими. Составные части ССВ – явные и скрытые затраты. Виды явных и скрытых затрат, их количественное соотношение. Рабочее место и информационная система – традиционные объекты затрат в модели ССВ. Понятие сложности инфраструктуры ИТ и ее определение. Неоднозначность ССВ рабочего места и информационной системы, ее источники.

Тема 3. ССВ сервиса ИТ и ее расчет по видам деятельности (4 + 12)

Сервис ИТ как объект затрат. Сложность взаимосвязи между сервисами ИТ и ресурсами службы ИС. Основные понятия модели учета затрат по видам деятельности и их применение в экономическом анализе ИС и ИТ. Построение модели учета затрат на сервис ИТ по видам деятельности. Необходимость учетной политики в службе ИС. Преодоление неоднознач­ности величины ССВ в модели учета затрат на сервис ИТ по видам деятельности. Проблемы моделирования сервиса ИТ по видам деятельности.

Тема 4. Исходные данные для расчета ССВ сервиса ИТ по видам деятельности (4+12)

Виды затрат службы ИС и их отражение в управленческом учете. Учет и диспетчеризация работ в модели процессов ITIL/ITSM. Учет активов службы ИС в модели процессов ITIL/ITSM. Учет проектов в модели процессов ITIL/ITSM. Прочие направления учета и использование процессов модели ITIL/ITSM. Основные источники данных для расчета затрат на сервисы ИТ. База данных финансового учета службы ИС.

Тема 5. ИТ-решение и его жизненный цикл (4+12)

Понятие ИТ-решения. Жизненный цикл ИТ-решения. ИТ-решение в модели учета затрат на сервис ИТ по видам деятельности. Построение расширенной модели учета затрат и сбор учетных данных, необходимых для ее использования. ИТ-решение в учетной политике службы ИС. Дополнительные данные, необходимые для расчета ССВ ИТ-решения. Параметры ИТ-решения, определяющие ССВ сервиса ИТ. Понятие технологического предела ИТ-решения. Доступность, производительность и экономически оптимальных масштаб ИТ-решения. Механизм выбора ИТ-решения.

Тема 6. Экономическая оценка проектов в области ИС и ИТ (4 + 12)

Основы управления проектами. Виды бизнес-проектов. Стандартная методология ведения проекта и ее преимущества. Методология проекта как необходимое условие экономического анализа. Начальная стадия проекта. Стадия уточнения проекта. Стадия конструирования в проекте. Стадия развертывания созданной функциональности. Основные предпосылки экономического анализа проекта. Построение денежного потока от проекта в области ИС и ИТ. Определение финансового результата проекта.

Тема 7. Внедрение системы экономического анализа ИС и ИТ (2 + 12)

Предпосылки экономического анализа. Экономический анализ в модели ITIL/ITSM. Управление уровнем сервиса и экономический анализ. Первый шаг внедрения – учет затрат по сервисам методом прямых затрат. Учет затрат на инциденты по видам деятельности. Полномасштабная модель учета работ и затрат на них. Учет затрат на обеспечение доступности по видам деятельности. Заключительный шаг – прогноз ССВ решений ИТ.

Литература:

1 Д.Васкевич, Стратегии клиент/сервер: руководство по выживанию для спе­циалистов в области реорганизации бизнеса. Киев: Диалектика, 1996, 384 с.

2 К.Г.Скрипкин, Экономическая эффективность информационных систем. М.: ДМК Пресс, 2002, 256 с. илл.

3 ITIL в управлении IT-сервисами, учебный курс компании Hewlett-Packard, код H1846S, 2001 г.

4 Эталонная модель процессов ITSM компании Hewlett-Packard, http://www.hp.ru/fsi/solutions/itsm/model/

5 Service Support, London: the Stationary Office, 2000

6 Service Delivery, London: the Stationary Office, 2001

7 Г.Кокинс, А.Страттон, Д.Хелблинг, Учебник по методологии функциональ­ного учета затрат, М.: ВИП «Анатех», 2000, 92 с.

8 Материалы сайтаwww.itil.org

9 Кухаренко, Расходное место, Эксперт-Алгоритм, №2, 21.06.99.

10 www.dell.ru, Исследование общей стоимости владения (проект TCO).

11 Дэвид Легард, Современная технология выбирает сетевые компьютеры, Computerworld, #39, 1996

12 Эйприл Джекобс, Так ли уж дешевы сетевые компьютеры?, Computerworld, #45, 1996

13 Р.Фостер, Обновление производства: атакующие выигрывают, М:. Прогресс, 1986

14 Erraguntla M., Bendjamin P., Mayer R.J., de Witt, P.S., Using SmartABC for Integrating Activity Based Costing with Activity Modeling, KBSI, 1998, www.kbsi.com

15 Материалы сайта www.itsm.ru

16 Материалы сайта www.itpark.ru

17 Материалы сайтаwww.itsmf.ru

18 Материалы сайта www.it-expert.ru

Программа курса "Современные модели управления ИТ"

Нагрузка

В часах

В зачетных единицах

Объём по учебному плану

24+72

4

Форма промежуточного контроля

Контрольная работа

Форма итогового контроля

Устный зачет

Отчетность

Зачет

Автор программы и лектор: доцент к.э.н. К.Г.Скрипкин

Аннотация:

Курс ориентирован на формирование представления о современной системе управления службой информационных систем. В курсе рассматриваются задачи службы, подходы к формированию ее организационной структуры, основные виды организационных структур. Далее в курсе рассматриваются процессы службы информационных систем на основе модели ITIL/ITSM – фактического стандарта процессов этой службы. В заключи­тельной части курса рассматриваются проблемы внедрения модели ITIL/ITSM и рекомендуемая для этого последовательность шагов.

Учебная задача:

Знакомство студентов с современными проблемами службы информационных систем и методами их решения в рамках функциональной и процессной модели управления, в том числе с типовыми моделями процессов и методами внедрения таких моделей.

Методы проведения аудиторных занятий:

Лекционные занятия и практические семинары, в основу которых будут положены обсуждение проблем, решение задач и разбор конкретных ситуаций из зарубежной и отечественной экономической практики. Семинарские занятия проводятся в компьютерном классе с использование соответствующего программного обеспечения.

Самостоятельная работа:

Освоение теоретического материала, подготовка рефератов и эссе, выполнение лабораторных работ.

Тема 1. Введение (2 часа)

Цели и задачи курса. Место курса в системе курсов экономики информационных систем. Основные понятия и определения. Понятие о жизненном цикле управления службой информационных систем. Роль и задачи стадии планирования. Роль и задачи стадии разработки, приобретения и внедрения информационных систем. Роль и задачи стадии предоставления и сопровождения сервисов информационных технологий. Роль и задачи стадии мониторинга и аудита информационных систем. Непрерывность цикла управления службой информационных систем.

Тема 2. Структура управления службой информационных систем (2 + 6)

Понятие структуры управления службой информационных систем. Роль правления организации, комитета по изменения, комитета по планированию, комитета по стратегии и стандартам в управлении слу­жбой информационных систем. Роль CIO (Chief Information Officer, Вице-президент по информационным системам) в управлении службой. Общее и различное между произвольным руководителем службы и CIO.

Тема 3. Организационная структура службы информационных систем (2 + 6)

Принципы формирования организационной структуры службы информационных систем. Типичная организационная структура малой и средней службы. Особенности организационной структуры крупной службы информационных систем – появление штабных функций при CIO, расширение круга подразделений. Особенности территориально распределенной службы. Трудности управления в функциональной структуре. Матричная организация службы информационных систем.

Тема 4. Процессы службы информационных систем(4+12)

Понятие процесса службы информационных систем. Процессное управление как универсальное решение проблем службы ИС. ITIL/ITSM – фактический стандарт процессов службы информационных систем. Проект ITIL и его современное состояние. Модель процессов ITSM и ее коммерческие реализации. Инфраструктура ITIL/ITSM в мире и в России. Типовой формат описания процессов в модели ITIL/ITSM.

Тема 5. Процессы сопровождения сервисов(6 + 18)

Общая модель процессов сопровождения сервисов. Функция Service Desk. Процесс управления инцидентами. Процесс управления проблемами. Процесс управления конфигурациями. Процесс управления изменениями. Процесс управления релизами. Взаимодействие процессов сопровождения сервисов.

Тема 6. Процессы предоставления сервисов (6 + 18)

Общая модель процессов предоставления сервисов. Процесс управления уровнем сервиса. Процесс управления финансами службы информационных систем. Процесс управления доступностью. Процесс управления мощностями. Процесс управления непрерывностью предоставления сервисов. Взаимодействие процессов предоставления сервисов.

Тема 7. Внедрение процессов модели ITIL/ITSM (2 + 12)

Подход к внедрению модели ITIL/ITSM. Стадии внедрения. Последовательность внедрения процессов. Взаимозависимости и взаимосвязи процессов ITIL/ITSM. Понятие зрелости процессов службы информационных систем. Уровни зрелости процессов и их оценка.

Литература:

1 Д.Васкевич, Стратегии клиент/сервер: руководство по выживанию для спе­циалистов в области реорганизации бизнеса. Киев: Диалектика, 1996, 384 с.

2 К.Г.Скрипкин, Экономическая эффективность информационных систем. М.: ДМК Пресс, 2002, 256 с. илл.

3 ITIL в управлении IT-сервисами, учебный курс компании Hewlett-Packard, код H1846S, 2001 г.

4 Эталонная модель процессов ITSM компании Hewlett-Packard,http://www.hp.ru/fsi/solutions/itsm/model/

5 Service Support, London: the Stationary Office, 2000

6 Service Delivery, London: the Stationary Office, 2001

7 CobiTâ Management Guidelines, 3-d edition, IT Governance Institute, July 2000

8 З.Алехин, ITIL – основа концепции управления ИТ-службами, Открытые системы, №3, 20001

9 Н.Дубова, ITSM – новая идеология управления ИТ, «Открытые системы»,Открытые системы, #10/2000

10 Материалы сайта www.itil.org

11 Материалы сайтаwww.itsm.ru

12 Материалы сайтаwww.itpark.ru

13 Материалы сайтаwww.itsmf.ru

14 Материалы сайта www.it-expert.ru

Программа курса "Управление предприятием с использованием информационных технологий"

Автор: к.э.н. Липунцов Ю.П.

Цели курса: знакомство слушателей с современными методами управления предприятием с активным использованием информационных технологий: разработка стратегии развития предприятия и реализация стратегии.

Категория слушателя: управленческий персонал компании или управленческий персонал подразделения информационный технологий.

Содержание программы:

Тема 1. Введение

Основные понятия курса: управление, методы управления, информационная система, информационные технологии, связь понятий. Структура информационной системы организации, подконтрольность информации. Информационная система предприятия и компьютерная информационная система. Схематичное представление методов управления предприятием. Последовательность и взаимосвязь разделов курса.

Тема 2 . Разработка стратегии

Стратегическое управление и стратегическое планирование как основа для организации деятельности предприятия. Выработка стратегии. Экономическая среда. Методика разработки стратегического плана.

Тема 3. Моделирование процессов

Система моделей. Модель организационной структуры, функциональная модель, модель движения документов и движения информации. Взаимосвязь моделей.

Тема 4. Ценность продукции.

Конкуренция, «борьба» за покупателя. Покупательская ценность продукции и сигнальные критерии. Четыре составляющих покупательской ценности: качество, сервис, стоимость, время. Процессно-ориентированный анализ. Функциональные свойства продукта. Функционально-стоимостной анализ.

Тема 5. Управление качеством

Управление качеством: качество организации производства, участие сотрудников в управлении. Шесть Сигма. Инструменты и методы управления качеством.

Тема 6. Управление временем

Реинжениринг бизнес-процессов. Конкурентное преимущества по времени. Непродуктивное время. Временя разработки продукта и вывод на рынок. Программы сжатия времени.

Тема 7. Управление затратами

Система учета затрат по видам деятельности. Модель бизнес процессов в учете предприятия. Метод разнесения косвенных затрат.

Тема 8. Система показателей

Система управления с помощь набора показателей. Сбалансированная система показателей. Сбалансированность показателей. Управление кросс-функциональными процессами предприятия. Распределение ответственности. Показатели деятельности в информационной системе предприятия.

Литература

  1. Вебер Ю., Шэффер У. «На пути к активному управлению с помощью показателей» Журнал «Проблемы теории и практики управления» №5 2000

  2. Кокинс Г., Страттон А., Хелблинг Д. «Учебник по методологии функционального учета затрат» ВИП Анатех 1998г. стр. 17-50.

  3. Кулопулос Т. М. «Необходимость Workflow. Решения для реального бизнеса.» Пер с англ. «Весть-Метатехнология», 2000.

  4. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. М.: АйТи-пресс, ДМК-пресс 2003

  5. Томпсон. А.А.. Стрикленд А.Дж «Стратегический Менеджмент» Москва ИНФРА – М 2000 стр.77-151

  6. Фишер Л. «Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес-процессами и workflow». Пер с англ. «Весть-Метатехнология», 2000

  7. Beeslay A. P., Gregory I. C. Rawling S. B. “Time compression – Company Self-Help Guide: How to get started” Warwick Manufacturing Group, 1996

  8. Behara R. , Fontenot G., Gresham A. “Customer satisfaction measurement and analysis using six sigma Int. J Quality &Reliability Management Vol.12 N.3 1995 pp.9-18

  9. Beynon-Davies P. “Information system. An Introduction to Informatics in Organisation” Palgrave 2002 стр. 59-71

  10. Bocij P., Chaffey D. Greasley A. Hickie S. “Business Information Systems. Technology Development and Management” FT Pitman Publishing 1999 стр. 24-45

  11. Cooper R. Kaplan R. ‘The Design of Cost Management System” Prentice Hall 1998 стр.208-216; 277-286

  12. Crosby P.B., “Quality is free, the art of making quality certain” McGraw-Hill, New York, 1979

  13. Gregory I.C., Rawling S.B. “Profit from time” MacMilan-Business 2001

  14. Hortland J. “Operation Strategy for Industry” WMG 2001 стр.18-45.

  15. Imai M. “Kaizen: the key to Japanese competitive success” New York : Random House Business Division, 1989.

  16. Kaplan R., Atkinson A. “Advanced Management Accounting” London: Prentice Hall International, 1998. Стр 367-381;443-467 Основная литература .

  17. Kaplan R., Cooper R. Cost & Effect: using integrated cost systems to drive profitability and performance Harvard Business School Press. Boston. 1998

  18. Kaplan R.S. Norton D. P. "The strategy-focused organization: how balanced scorecard companies thrive in the new business environment" Boston, Harvard Business School Press, 2001 стр.31-54; 82-94.

  19. Kaplan R.S. Norton D. P. The balanced scorecard: translating strategy into action Boston, Harvard Business School Press, 1996

  20. McFarlan F.W. “Information technology change the way you compete.” Harvard Business Review, May – June 1984 pp. 98-103

  21. Neely A. , Gregory M. and Platts K. “Performance measurement system design” Int. J Operation &Production Management.Vol.15 N4 1995 pp.80-116

  22. Stalk G., Hout T. M., “Competing against time: How Time Based Competition is Reshaping Global Markets” The Free Press, New York. 1992

  23. Tennant C. Roberts P., “Using Hoshin Kanri for strategy deployment Int. J. Manufacturing Technology and Management Vol.2. Nos.1-7, 2000 стр. 517-531

  24. Ward J., Peppard J., “Strategic Planning for Information System” Wiley 2002 стр.64 -111

Программа курса "Информационная безопасность"

Нагрузка

В часах

В зачетных единицах

Объём по учебному плану

36

0

Форма промежуточного контроля

Коллоквиум

Форма итогового контроля

Устный зачет

Отчетность

Зачет

Автор программы и лектор: доцент, д.т.н. С.Н.Смирнов

Курс является факультативной дисциплиной, читается в 7-ом семестре.

Аннотация

Курс посвящен обзорному изучению современного представления о методах и средствах обеспечения информационной безопасности экономических систем. Рассмотрены основные источники угроз информационным системам, используемым в экономической деятельности, и средствах противодействия разрушающим воздействиям.

На лекционных занятиях основное внимание уделяется построению целостной картины базовых элементов и технологических процессов, создающих основу для обеспечения информационной безопасности систем информационной поддержки экономической деятельности.

Рассматриваются вопросы правовой защиты информации и организационные методов обеспечения информационной безопасности. Обзорно рассматриваются математические (криптографические) методы обеспечения конфиденциальности и целостности информации, в частности технологии электронной подписи.

Учебная задача.

В результате обучения студент должен получить представление о концептуальных основах современного представления об информационной безопасности, основных направлениях деятельности по ее обеспечению. Формируется представление о методах и средствах обеспечения информационной безопасности информационных систем, используемых в экономической деятельности, правовых и организационных формах защиты информации, специальных методах обеспечения конфиденциальности и целостности данных.

Методы проведения аудиторных занятий:

Лекции и семинарские занятия. На семинарах студенты, используя материал, представленный в электронной форме, приобретают опыт проведения содержательного анализа уровня обеспечения информационной безопасности для отдельных решений или для определенных секторов экономики.

Формы самостоятельной работы:

Изучение литературы и источников в сети Internet.

Содержание курса

Тема 1. Основы информационной безопасности(6 часов)

Основные понятия, общеметодологические принципы теории информационной безопасности. Анализ угроз информационной безопасности. Методы и средства обеспечения информационной безопасности. Методы нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информации. Причины, виды, каналы утечки и искажения информации. Источники и характеристика основных угроз безопасности. Политика безопасности. Основные модели, применяемые при построении систем обеспечения информационной безопасности.

Тема 2. Организационно-правовые методы обеспечения информационной безопасности экономических систем(4 часа)

Роль правовых и этических норм при разработке и использовании информационных технологий и систем. Правовое регулирование сбора и обработки информации. Правовое регулирование создания и применения информационных технологий и информационных систем. Оценка ущерба вследствие противоправного выхода информации ограниченного доступа из защищаемой сферы и меры по его локализации. Средства и методы физической защиты объектов. Классификация и основные характеристики технических каналов утечки информации. Понятие о физических основах технической разведки. Подбор, расстановка и работа с кадрами. Защита информации при авариях и иных экстремальных ситуациях.

Законодательство России в области информационной безопасности и защиты информации. Доктрина информационной безопасности России. Понятие и виды защищаемой информации по законодательству России. Преступления в сфере компьютерной информации. Руководящие документы Гостехкомиссии России. Закон об электронной цифровой подписи.

Тема 3. Семинар «Анализ годовых отчетов CSI/FBI (Американского института компьютерной безопасности/ Федераль­ного бюро расследований США) о компьютерных преступлениях(2 часа)

Обсуждение абсолютных значений и пропорций, характеризующих структуру инцидентов, произошедших с компонентами информационной инфраструктуры предприятий и организаций и понесенного ими ущерба (по материалам отчета). Обсуждения прогноза развития ситуации в России

Тема 4. Международные стандарты безопасности информационных систем (4 часа)

«Оранжевая» и «Сиреневая» книги Министерства обороны США. Основные положения и концепция построения общих критериев защищенности информационных технологий. Структура и основное содержание стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408. Управление информационной безопасностью системы. Британский стандарт BS 7799 (ISO 17799).

Тема 5. Криптографические методы и средства защиты информации (4 часа)

Шифры и их свойства. Симметричное шифрование. Системы шифрования с открытыми ключами (асимметричное шифрование). Блочные и потоковые шифры. Принципы построения криптографических алгоритмов. Различие между программными и аппаратными реализациями. Криптографические хеш-функции. Электронная цифровая подпись. Инфраструктура открытых ключей. Криптографические протоколы. Рекомендации Х.509 и цифровые сертификаты.

Тема 6. Аудит систем информационного обеспечения экономической деятельности (4 часа)

Технологии сбора исходных данных. Организация проведения аудита системы информационной безопасности и аудита информационных систем. Системы обнаружения вторжений. Экономическая оценка аудита. Технологии идентификации и подтверждения подлинности. Обнаружение вторжения и предотвращение его негативных последствий. Параллелизм и масштабируемость серверов. Методы и средства резервирования и восстановления. Управление информационной безопасностью.

Тема 7. Семинар «Методы обеспечения безопасности электронных платежных систем » (2 часа)

Обсуждение структуры типовой электронной платежной системы, основных угроз ее функционированию, технологий, применяемых для обеспечения информационной безопасности. Сравнительный анализ стоимости транзакций для электронных платежных систем, ориентированных на различные области применения.

Тема 8. Средства обеспечения информационной безопасности в распределенных базах данных (4 часа)

Средства обеспечения информационной безопасности баз данных. Средства идентификации и аутентификации объектов баз данных. Организация управления доступом. Средства контроля целостности информации. Организация аудита. Триггерная и событийная реализации правил безопасности. Проблемы интеграции подсистем безопасности операционных систем, серверов баз данных и серверов приложений.

Тема 9. Перспективы и тенденции развития методов и средств обеспечения информационной безопасности экономических систем(2 часа)

Обсуждение абсолютных значений и пропорций, характеризующих структуру инцидентов, произошедших с компонентами информационной инфраструктуры предприятий и организаций и понесенного ими ущерба (по материалам отчета). Обсуждения прогноза развития ситуации в России.

Литература

  1. Алферов А.П., Зубов А.Ю., Кузьмин А.С., Черемушкин А.В. Основы криптографии. Учебное пособие. М.: Гелиос АРВ, 2001.- 400 с.
  2. Балабанов И. Т. Электронная коммерция. – СПб: Питер, 2001. – 336 с.
  3. Зегжда Д.П., Ивашко А.М. Основы безопасности информационных систем. – М.: Горячая линия – Телеком, 2000. – 452 с., ил.
  4. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке. – М.: Альпина-Паблишер , 2001. – 280 с.
  5. Пярин В.А., Кузьмин А.С., Смирнов С.Н. Безопасность электронного бизнеса. – М.: Гелиос АРВ, 2002 г. – 429 с.
  6. Смирнов С.Н. Электронный бизнес – М.: ДМК Пресс: М.: Компания Ай-Ти, 2003 г. – 240 с.: ил. (Серия «ИТ-Экономика»).
  7. Соколова А. Н., Геращенко Н. И. Электронная коммерция: мировой и рос­сий­ский опыт. – М.: Открытые системы, 2000. – 224 c.
  8. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. – СПб: Питер, 2001. – 432 с.

9. Эймор Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция. – М.: Вильямс, 2001. – 752 стр.:ил.

  1. Information and technology in the supply chain. E-supply chain: revolution or e-volution? – Euromoney Institutional Investor PLC., 1999. 191p.
  2. Standing Craig. Internet Commerce Development. – Artech House Inc., 2000, 236p.
  1. Second Generation of Electronic Commerce, Zona Research Inc., 1999

Программа курса "Электронный бизнес"

Нагрузка

В часах

В зачетных единицах

Объём по учебному плану

32

3

Форма промежуточного контроля

Контрольная работа

Форма итогового контроля

Устный зачет

Отчетность

Зачет

Автор программы и лектор: зав. лабораторией СиИТЭ Пересветов С.Б.,

Курс является факультативной дисциплиной, читается в 5-ом семестре.

Аннотация.

В данном курсе рассматриваются общие принципы, модели, технологии электронного бизнеса. Подробно рассматриваются составляющие электронного бизнеса – технологическая основа, взаимодействие с традиционными видами бизнеса компании, сайт-промоутинг как основа комплекса продвижения электронного бизнеса.

Рассматриваются технологии основы электронного бизнеса – электронных платежных систем. Значительное внимание уделяется при этом новым, перспективным направлениям развития этих технологий.

Освоение материала программы предполагается как в рамках лекционного курса, так и путем самостоятельного изучения слушателями дополнительной литературы, подготовки рефератов, письменного тестирования. Предполагается знакомство слушателей с основами информатики.

Учебная задача: сформировать у слушателей представления о современном состоянии электронного бизнеса, об основах используемых в нем информационных технологиях, о важнейших перспективах развития.

Методы проведения аудиторных занятий: лекции.

Формы самостоятельной работы: самостоятельное изучение дополнительной литературы, реферат.

Содержание курса

Тема 1. Введение в электронный бизнес. Часть 1.

Особенности экономики постиндустриального общества. Процессы, приводящие к формированию постиндустриальной (информационной) экономики. Понятия «электронный бизнес», «электронная коммерция», «интернет-бизнес», «интернет-коммерция». Типовой закон UNCITRAL об электронной торговле (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №51/162). Бизнес-процессы и бизнес-операции, использующие электронные средства передачи и обработки информации.

Тема 2. Введение в электронный бизнес. Часть 2.

История электронной коммерции. История цифровых сетей передачи данных. Внутренняя инфраструктура Интернет. Коммерческие услуги провайдеров Интернет.

Тема 3. Электронный бизнес в секторе B2B. Часть 1.

Основные типы бизнес-процессов в секторе B2B. Системы управления закупками (e-procurement). Системы полного сопровождения поставщиков SCM. Системы управления продажами (e-distribution). Системы полного цикла сопровождения клиентов CRM.

Тема 4. Электронный бизнес в секторе B2B. Часть 2.

Отраслевые (вертикальные) злектронные торговые площадки (eMarketplace). Многоотраслевые торговые площадки (e-market). Корпоративные представительства в Интернете. Виртуальные предприятия. Венчурное интернет-инвестирование.

Тема 5. Электронный бизнес в секторе B2C (розничная торговля). Часть 1.

Электронные торговые ряды. Интернет-витрины. Интернет-магазины. Интернет-аукционы.

Тема 6. Электронный бизнес в секторе B2C (услуги). Часть 2.

Туристический бизнес. Интернет-страхование. Интернет-трейдинг. Интернет-банкинг. Телеработа. Дистанционное образование.

Тема 7. Электронный бизнес в секторе B2C (услуги). Часть 3.

Интернет-медицина (электронное здравоохранение). Услуги связи. Игорный бизнес. Платное предоставление информации.

Тема 8. Электронный бизнес в секторе C2C.

Интернет-аукционы. Пиринговые системы (peer-to-peer).

Тема 9. Электронный бизнес в секторе G2C.

Электронное правительство (e-Government). Структура Интернет-портала электронного правительства. Налоговая отчетность посредством Интернет. Электронные системы государственных закупок. Использование геоинформационных систем (ГИС) в технологиях электронного правительства. Преимущества электронизации государственной деятельности.

Тема 10. Электронные платежные системы.

Определение электронной платежной системы (платежной системы в Интернет). Классификация платежных систем. Требования к платежным системам. Сравнение платежных инструментов электронного бизнеса. Виды электронных платежных систем.

Тема 11. Электронные платежные системы (системы взаиморасчетов пластиковыми картами).

История возникновения и классификация пластиковых карт. Основные понятия систем расчетов по пластиковым картам. Основные участники и принципы функционирования систем расчетов по пластиковым картам. Технология кредитования в системах расчетов по пластиковым картам. Пластиковые карты в розничной торговле. Распределение рисков и страхование платежей в системах расчетов по пластиковым картам.

Тема 12. Электронные платежные системы (технологии снижения рисков платежей в Интернете).

Расчеты по пластиковым картам в Интернете. Дополнительные средства обеспечения безопасности расчетов существующих карточных систем. Технологии микропроцессорных карт (смарт-карт). Системы управления счетом и электронные чеки. Электронные наличные (электронные деньги).

Тема 13. Электронные платежные системы(Интернет-банкинг).

Технология функционирования систем Интернет-банкинга. Направления развития услуг Интернет-банкинга.

Тема 14. Основы Интернет-маркетинга (сайт-промоутинг).

Понятие и структура сайт-промоутинга. Интернет-реклама. Рейтинги и каталоги. Баннерная реклама. Профайлинг и персонализация в интернет-рекламе. E-mail реклама. Анализ эффективности интернет-рекламы. Партнерские программы.

Тема 15. Безопасность электронного бизнеса.

Накрутка. Киберпреступность. Преступления с использованием пластиковых карт. Другие компьютерные преступления. Способы защиты от киберпреступности.

Тема 16. Перспективы электронного бизнеса.

Факторы развития электронного бизнеса. ГИС-технологии как основа электронного общества. Перспективы развития электронных платежных систем. Направления развития электронного бизнеса.

Литература

1. Юрасов А.В. Электронная коммерция, М., Дело, 2003

2. Костяев Р.А. Бизнес в Интернете: финансы, маркетинг, планирование, СПб., БХВ-Петербург, 2002

3. Царев В.В., Кантаровович А.А. Электронная коммерция, СПб., Питер, 2002

4. Балабанов И.Т. Электронная коммерция, СПб., Питер, 2001

5. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем, М., Компания АйТи, ДМК Пресс, 2003

6. Тедеев А.А. Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение, М., Приор, 2002

7. Библиографический указатель интерактивного бизнеса научной библиотеки СПБГУЭФwww.finec.ru/rus/parts/sbio-site/ukazatel/index_ukaz.html

8. Пярин В.А., Кузьмин А.С., Смирнов С.Н. Безопасность электронного бизнеса, М., Гелиос АРВ,2002