Eng

Методика обучения

Первоначально основной задачей ИТ-подготовки наших студентов являлось обучение основам программирования, которое до создания кафедры экономической информатики велось кафедрами бухгалтерского учета и математических методов анализа экономики. Дискуссия велась, в основном о том, какой язык лучше изучать. Такое положение дел объективно соответствовало состоянию национальной информационной среды, в которой доминировали ЭВМ архитектуры мейнфрейма, персональные компьютеры были дефицитом, а бизнес-приложения ограничивались самодельными пакетами программ для АСУ, главным образом по расчету заработной платы. К моменту создания кафедры в 1994 году изучение зарубежного опыта подготовки экономистов и менеджеров позволило кафедре экономической информатики определить свои профессиональные дидактические предпочтения [19]. В наших условиях мы решили сосредоточиться на объяснении путей и способов предоставления услуг или сервисов ИТ экономическим субъектам: организациям и частным фирмам. При этом информационные технологии – аппаратная составляющая и программирование – не исключались полностью, но и не были доминантными. Постепенно в качестве ориентира был сделан выбор в пользу наиболее распространенного курса Management Information Systems, преподаваемого в университетах всех развитых стран. Выбору значительно помогли и проведенные ведущими ИТ-консультантами компании PriceWaterhouseCoopers семинары. «Экономика информационных систем» - так определилась основная тема исследований и подготовки специалистов нашей кафедры. Значительную помощь в развитии этого направления оказало сотрудничество с российской ИТ-компанией АйТи в начале 2000-х годов. В рамках совместной работы были подготовлен комплекс методических пособий по экономике ИС, опубликованный в 2002-2003 годах [20-23]. Логическим результатом этой работы была публикация в 2005 году учебника «Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем» [24], подготовленный сотрудниками кафедры экономической информатики. 

Современное представление об экономической информатике характеризует набор авторских курсов, подготовленных и читаемых в рамках учебного плана обучения экономистов, обеспечиваемый кафедрой:

  1. Экономическая информатика – лекции (М.И.Лугачев);
  2. Экономическая информатика – семинары (все сотрудники кафедры);
  3. Экономика информации (М.И.Лугачев, К.Г.Скрипкин);
  4. Экономическая эффективность ИТ (К.Г.Скрипкин);
  5. Экономика информационных систем (К.Г.Скрипкин);
  6. Современные модели управления информационными технологиями (К.Г.Скрипкин);
  7. Прикладные программные продукты для экономистов (Ю.П.Липунцов, С.Б.Пересветов, В.А.Петреченко, И.А.Кочергин);
  8. Информационные системы в государственном управлении (Ю.П.Липунцов);
  9. Информационные системы в управлении организацией (Ю.П.Липунцов, Е.В.Стариков, В.А.Лущекин);
  10. Информационные системы в управлении фирмой (Ю.П.Липунцов, Е.В.Стариков);
  11. Технологии информационных систем (Ю.П.Липунцов, Е.В.Стариков).
  12. Электронный бизнес (С.Б.Пересветов);
  13. Решение финансовых задач в среде R (С.Б.Пересветов);
  14. Информационная безопасность (А.Г.Баданов);
  15. Перспективные технологии ИС (М.Р.Когаловский).

Для методического обеспечения курса «Экономическая информатика» первого года обучения Татьяной Николаевной Самыгиной с коллегами подготовлены специальные пособия для развития практических навыков использования приложений MS Office.

Каков же итог обучения в области экономической информатики? Что будут знать и уметь выпускники, прошедшие полный цикл подготовки?

Принципиальным в организации ИТ-подготовки экономистов является формулировка двух важных положений.

Первое положение - это правильное определение «точки входа» ИТ и ИС в конкретную предметную сферу экономики и бизнеса. Для экономики и бизнеса эту роль играет бизнес-процесс и обеспечивающие ИТ-сервисы, для образования – учебный процесс, для здравоохранения – лечебный процесс и т.д. Отличительной чертой главной сущности конкретного приложения является ее процессная природа, массовое распространение в предметной области, повторяемость во времени и пространстве.

Четкая спецификация главной сущности – задача специалистов - экономистов. Цель подготовки этих специалистов в области ИТ и ИС состоит в предоставлении им знаний, умений и навыков описания ИТ-сервисов, применяющихся для автоматизации бизнес-процессов. Выполнение этой задачи предполагает, что существуют три уровня подготовки: базовый, профессиональный и исследовательский.

Овладение базовым уровнем означает, что слушатель:

  • Знает основные информационные процессы и ресурсы в обществе, экономике и бизнесе;
  • Имеет компетенции (умеет) в области использования ИТ-сервисов для получения доступа к информационным ресурсам;
  • Имеет навыки использования распространенных инструментов для поддержки типовых информационных процессов (сбор, обработка, хранение и представление информации).

Получение профессионального уровня означает, что слушатель:

  • Знает основные информационные процессы экономики и бизнеса (финансовые, налоговые, демографические…), составляющие предмет его специализации, а также ИТ-сервисы, применяющиеся для автоматизации этих процессов;
  • Обладает компетенцией в области применения ИТ-сервисов для решения задач своей предметной области;
  • Обладает навыками использования информационных систем и технологий для решения задач своей предметной области.

Достижение исследовательского уровня означает, что слушатель:

  • Обладает фундаментальными знаниями об информационных процессах экономики и бизнеса и владеет сведениями о лучших достижениях в средствах и методах их поддержки в своей профессиональной области;
  • Обладает компетенцией в области оценки необходимости внесения изменений в существующие информационные процессы и ИТ-сервисы для достижения конкретных профессиональных целей;
  • Имеет навыки постановки и решения задач по изменению или созданию новых информационных процессов и ИТ-сервисов.

Второе положение – это четкое определение целей подготовки будущих специалистов в области ИТ и ИС. На наш взгляд, хорошие знания, умения и навыки в области ИТ и ИС позволяют выпускнику получить конкурентное преимущество на профессиональном рынке.

Для классических университетов и современных НИУ представляется естественным сформулировать роль ИТ и ИС, как инструментов повышения эффективности основных бизнес-процессов: научной и образовательной деятельности. Главная цель применения этих инструментов – повышение

уровня операционной деятельности и конкурентоспособности организации. Обеспечение высшего профессионального уровня университетов в экономике и бизнесе возможно только путем построения логической цепи подготовки собственных ИТ-специалистов. Элементы или этапы этой цепи известны: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Условно можно считать, что каждому этапу соответствует свой уровень ИТ-подготовки. Базовый – для бакалавра, профессиональный – для магистра, исследовательский – для аспиранта. Успех подготовки будет более заметным и для молодых специалистов, и для вуза, и для всей отрасли, если результатом каждого этапа будет специалист именно в конкретной предметной, а не технической области. Для этой цели необходимо создать соответствующую институциональную среду, элементом которой будет национальная система образования с образовательными стандартами и соответствующей специальностью – экономической информатикой.

Подобные предложения были бы справедливы и для других специальностей: историческая информатика, биологическая, медицинская,… Представляется, что в списке вузовских специальностей они должны быть представлены все. Но по проекту нового приказа минобразования в этом списке значатся лишь бизнес-, био-, гео- и прикладная информатики.

Фактически, подготовка таких специалистов идет, она осуществляется зачастую интуитивно, существенно зависит от субъективных факторов. Однако десятилетия широкого использования информационных технологий и систем уже создали достаточный профессиональный задел отраслевых компетенций, есть представления о профессиональных стандартах – все это должно привести к официальному созданию соответствующих специализаций и специальностей высшего образования.